Кружок «Юный лесовод»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Чааты им.Шактаржык К.О

(Наименование общеобразовательного учреждения или фирменный бланк ОУ)

 

Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения учителей

естественных наук

от «1 »  __.20101 г. №

Рассмотрено на заседании

Управления образования Улуг-Хемского кожууна

экспертного совета

от «   »______2011  г. №

Утверждено решением педагогического

совета  Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с. Чааты им.Шактаржык К.О

 

от «   » ­­___ 2011  г. № 3

Автор:  Дажы-Даваа Айлан Ондаровна

Учитель  географии и биологии

(поселок Чодураа, 2011г.)

 

Программа кружка «Юный лесовод»

Образовательная востребованность кружка «Юный лесовод»

Основная идея создания кружка исходит из общеобразовательных потребностей обучающихся расширенно изучать природные явления на основе биоэкологических исследований в условиях своей местности.

В школе сформировалось мнение педагогических работников, родителей о том, что реализация главной педагогической задачи – экологическое воспитание школьников, подготовка к сознательному выбору профессии будет качественно осуществляться на основе непосредственного приобщения обучающихся к природе, в основе которого лежат биоэкологические исследования.

Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность.

В соответствии с этим, предлагаемая программа кружка школьного лесничества «Юный лесовод», предназначенная для реализации в средней общеобразовательной школе, строится на обсуждении проблемных вопросов охраны окружающей среды, на выполнении экспериментальных и практических работ.

Основной целью данного кружка является освоение учащимися основных подходов и правил организации научного экологического эксперимента и развитие системы умений по проведению частных и комплексных исследований. Среди задач можно выделить освоение общих и специальных методов и приемов экспериментальной работы, направленных на актуализацию и развитие знаний в области лесоведения, развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений.

Вводная часть кружка характеризует общие и специальные методы учебных исследований. После ее освоения ученик (при помощи учителя или самостоятельно) выбирает тему исследовательской или реферативной работы по предложенному разделу лесоведения. Для ее выполнения потребуется теоретические знания, которые он приобретет на занятиях, а также самостоятельно. Результатом работы ученика является оформленное и представленное на научно-практической  конференции «Сохраним природу» исследование или реферат.

Теоретическая часть кружка содержит много дополнительной информации, практическая часть — большое количество исследовательских работ. Учащимся предлагается выбрать для изучения наиболее интересные для них разделы и темы.

Любое экологически направленное образование, претендующее на формирование системных, целостных представлений об устройстве окружающего мира, о процессах, протекающих в нем, и о путях сохранения богатства и разнообразия этого мира, обязательно должно использовать различные способы обучения. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов, одной из важнейших форм изучения проблем лесоведения является учебный эксперимент.

Экспериментальная деятельность школьников по изучению проблем лесоведения может быть частью обучения линейным дисциплинам (экологии, биологии, географии, химии, физики и др.) и входить в состав практических экологических модулей. В этом случае эксперимент выполняет, кроме познавательной, ещё и интегративную функцию в системе естественнонаучного образования учащихся, поскольку рассматривает не только конкретные объекты изучения данной науки, но и систему их взаимосвязей с окружающей средой.

Практические умения и теоретические знания, полученные учащимися в ходе работы по программе кружка школьного лесничества, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Цель программы кружка «Юный лесовод»:

Освоение учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента по лесоведению, формирование и развитие системы

умений по организации и проведению частных и комплексных исследований.

Задачи:

Закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки.

Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения

по экспериментальной работе

Развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.

Воспитывать у учащихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.

Области применения программы

Программа кружка «Юный лесовод» рассчитана на реализацию во внеклассной и внешкольной работе и является составной частью общешкольной программы школьного лесничества, включающей в себя учебно-производственный план, в который входят организационно-технические мероприятия, образовательная и опытническая работа, производственная деятельность на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.

Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.).

4.Организация работы по программе

Теоретические и практические занятия могут проводиться кроме кабинета экологии, а также в кабинетах биологии, химии, географии, технологии и в других кабинетах в соответствии с учебно-тематическим планом. Кроме этого, планируется работа в библиотеке, полевые практикумы, опытнические и исследовательские работы.

В ходе проведения занятий учитель совместно с учениками, опираясь на возможности методической и приборной базы конкретного образовательного учреждения, может осуществлять выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений.

Программа кружка рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) из них 24 часа практических работ, включающих в себя исследовательские темы и направления по лесоведению.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы как основа для рефератов для участия в научно-практической конференции «Сохраним природу».

Ожидаемые педагогические результаты:

Развитие практических умений школьников по экспериментальной работе, формирование навыков.

практической оценки биоэкологического состояния окружающей среды.

Формирование умений планирования и организации экспериментальных исследований.

Развитие системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.

Профессиональная ориентация учащихся.

Развитие содержания биоэкологического образования в процессе освоение содержания программного материала основ лесоведения.

В качестве диагностики buy priligy результативности работы по программе могут использоваться методы отслеживания изменений мотивации, успеваемости школьников, а также оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках или на базе занятий.

Содержание теоретических занятий и исследовательской практики кружка:

●Вводная часть. Общее понятие о лесоведении.

●Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов биоэкологических исследований.

●Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.

●Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними.

●Особенности местного леса (экскурсия). Анализ исследовательских наблюдений. /Построение таблиц, диаграмм, графиков/.

●Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов.

●Подготовка почвы в питомнике к посеву семян. Общие требования к проведению данных исследований. Структура исследовательской работы.

●Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования.

●Удобрения лесных почв. cialis online Анализ качественной изменчивости лесных почв.

●Основные Положения законов «Об охране природы».

●Охрана леса от пожаров и лесонарушений.

●Вредители леса и меры борьбы с ними.

●Лесные звери и hot lesbian porn птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы.

●Подготовка почвы в питомнике к посеву семян. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.

●Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.

●Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.

●Редкие исчезающие животные и растения. Анализ биоэкологического состояния по теме «Экология особей».

●Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям по теме «Сохраним природу».

Всего по кружку «Юный лесовод»: теоретических занятий -44, из них практических занятий-24.

 

Основные принципы планирования содержания теоретических и практических занятий кружка

Вводная часть кружка характеризует общие и специальные методы учебных исследований. После ее освоения ученик (при помощи учителя или самостоятельно) выбирает тему исследовательской или реферативной работы по предложенному разделу лесоведения. Для ее выполнения потребуется теоретические знания, которые он приобретет на занятиях, а также самостоятельно. Результатом работы ученика является оформленное и представленное на научно-практической  конференции «Сохраним природу» исследование или реферат.

Теоретическая часть кружка содержит много дополнительной информации, практическая часть — большое количество исследовательских тем. Вам предлагается выбрать для изучения наиболее интересные для вас разделы и темы.

 

Подготовка к научно-практической конференции nude celebrities по теме «Сохраним природу»:

1.Основы общей методологии учебных исследований. Характеристика lesbian videos          методов биоэкологических исследований. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия. Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.

Специальные методы научного исследования, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, статистические методы.

Основы научно-библиографической работы: правила работы в библиотеке, принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования, принципы анализа научной литературы.

Основы статистической обработки данных: понятие о выборочном среднем и ошибках среднего; критерии достоверности; понятие корреляции. Компьютерные программы для статистической обработки данных.

Освоение компьютерных программ. Анализ одной выборки и критерии достоверности; анализ двух выборок и корреляционные зависимости. Понятие о двух- и трехфакторном эксперименте. Составление библиографических карточек, работа с каталогами.

Основные принципы планирования и организации экспериментов.          Анализ и оформление результатов

Выбор темы и постановка цели исследования. Определение частных задач исследования в соответствии с поставленной целью. Составление плана эксперимента, определение количества вариантов. Определение действующих факторов и проверка критерия однозначного соответствия (для модельных экспериментов). Принципы подбора частных методик исследования.

Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных; поиск аналогий и зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты.

Структура научной работы: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы и список литературы. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-79.

Современные способы представления результатов (диаграммы, графики, слайды).

Построение таблиц, графиков, диаграмм.

Требования к gay porn videos проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.

Примерные направления исследовательских работ учащихся:

• Мой край Чодураа. Легенды и рассказы старожилов.

• История создания питомника Чодураа.

• Природно­-культовые объекты в окрестности п. Чодураа.

• Охранная зона п.Чодураа.

• Лес – богатство Чодураа.

• Основы лесоведения и лесоводства.

• Изучение леса в celebrity porn п.Чодураа.

• Лесной биоценоз, его охрана.

• Лесная подстилка – “одеяло почвы”.

• Дары Чодуринской тайги.

• Мелодии Чодуринского леса – птицы.

• Звериными тропами Чодуры. Охотники ­старожилы.

• Парад лесных ягод.

• Грибное лукошко.

• Лесная аптечка.

• Лес и здоровье человека.

• Роль леса. Биосферное значение леса.

• Культура общения с природой.

• Традиции тувинского народа по охране леса.

• Мой любимый уголок леса.

• Писатели и поэты Улуг-Хема о лесе.

• Рубка леса. Очистка мест рубки.

• Посади свое milf porn дерево.

• Полезные насекомые леса.

• Подведение итогов работы.

8.2. Исследовательская и практическая работа – 10 ч:

• геоботаническое описание лесного массива п. Чодураа;

• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

Научно-практическая конференция учащихся.

Обобщающая конференция, на которой предполагается представление наиболее интересных работ учащихся, а также обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола).

Учебно-методический комплекс

Специфика использования УМК

Необходимо осуществлять ретроспективную преемственность с предыдущей серией УМК по общеобразовательным предметам непосредственно связанным с программным материалом школьного лесничества:

-опираться на пройденный материал, обобщая и расширяя его с учетом интересов обучающихся;

-использовать современные технологии при проведении теоретических и практических занятий с учащимися.

В учебно-методическом комплексе имеются необходимые для проведения занятий следующие средства:

-Программа школьного лесничества, в которую включено планирование hot milfs кружка «Юный лесовод» Немцов П.В., М., 2002;

-учебное пособие для учащихся «Основы лесоводства» Полосов mobile porn В.И., М., 2003;

-аудиовизуальные средства, слайды, карты, иллюстрации, раздаточный и дидактический материалы, дополнительная и справочная литература;

-техническое оснащение образовательного учреждения: трактор МТЗ-82, прицепной инвентарь к трактору, лесохозяйственный инвентарь, автомашина УАЗ-469.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

lkjshlkjh