Образовательная программа «Основы лесоводства»

Программа дополнительного образования.

Муниципальное общеобразовательное       учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Чааты им.Шактаржык К.О

(Наименование общеобразовательного учреждения или фирменный бланк ОУ)

 

Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения учителей

естественных наук

от «15 »  03.2010  г. № 3

Рассмотрено на заседании

Управления образования Улуг-Хемского кожууна

экспертного совета

от «   »______2010  г. №

Утверждено решением педагогического

совета  Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с. Чааты им.Шактаржык К.О

 

от «  30 » 03. 2010  г. № 3

Автор:  Дажы-Даваа Айлан Ондаровна

(поселок Чодураа, 2011г.)

 

Пояснительная записка.

Приближение человечества к рубежу 21 в. Невольно заставляет искать ответы на общечеловеческие вопросы: что нас ждет в будущем? Чему учит нас прошлое? Важно отыскать альтернативу потребительскому отношению к природе, к лесным богатствам.

Актуальность предлагаемой темы вызвана сложной  экологической обстановкой в мире и стране. В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекается все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности. Поэтому учащимся необходимы знания  естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его средой. Также следует учитывать особенности социально-экономической ситуации, нестабильность рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров. Все это требует от учащихся особой ответственности и осознанности в выборе будущей профессии. Правильно выбранная профессия – залог успешности в реализации творческого потенциала личности, социальной адаптации. Учащиеся, выбирая профиль обучения, прежде всего, ориентируется на область будущей профессиональной деятельности. Вот почему учащимся так необходим элективный курс, который знакомит их  с профессиями, связанными с лесом.

Содержание нового курса помогает ответить на эти важные жизненные вопросы, т.к. включает материал, который предполагает формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природе, гуманистические идеи, знакомит школьников с реальными экологическими проблемами современной жизни.

Цель обучения:

Дать представления об основах  лесоводства и эксплуатации леса. Подведение учащихся к сознательному выбору  одной из профессий лесопромышленного предприятия.

 

Задачи курса:

1. Развитие познавательного и профессионального интереса к биологии.

2. Развитие самостоятельности и инициативы при выполнении опытных и исследовательских работ.

3. Воспитание у школьников чувства любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу.

4.Формирование профессиональной направленности личности учащихся.

5. Знакомство учащихся с профессиями лесопромышленного комплекса.

 

Содержание программы элективного курса раскрывает как теоретические занятия по основам лесоводства, так и практические.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

— определять по внешним признакам хвойные и лиственные породы деревьев;

— проводить наблюдения в природе и обрабатывать результаты опытов;

— собирать и перерабатывать лесосеменное сырье;

— выполнять доступные виды лесопользования :сбор грибов, celeb sex tapes ягод, кедрового

ореха, лекарственных  трав и т.д.;

— соблюдать правила безопасности труда при выполнении работ в лесу.

 

 

 

 

 

Структура программы имеет блочный характер. Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего предполагается 17 часов.

 

Методы .

Личностно ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие общения учащихся, предполагает использованием лекций, семинаров, дискуссий, игр конференций, экскурсий, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Оно предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности. Может быть предусмотрена и такая форма работы, как самостоятельное исследование учащимися выбранной проблемы, связанной с лесом. Наряду с этим к занятиям с учащимися могут привлекаться и работники лесного хозяйства. (Шагонарского лесхоза)

Учитель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.

 

Результат проводимых занятий выражается в том, что учащиеся углубляют знания в области ботаники — морфологии, анатомии и физиологии растений; в области географии – о природных ресурсах и лесопромышленном комплексе; в области экологии — о взаимосвязи животных и растений в природных сообществах. Знакомятся с основами лесоведения, правилами лесопользования. А также развивают свои коммуникативные способности, овладевают умениями, связанными с работой с научной и справочной литературой, с участием в научно-практических конференциях.

 

По окончании курса обучающиеся должны знать:

— основные древесные и кустарниковые породы, их хозяйственное значение;

— семена хвойных и лиственных пород деревьев;

— сроки и правила сбора лесосеменного сырья;

— основные сведения о лесных питомниках;

iphone porn правила лесопользования;

— лекарственные растения  леса;

— главнейшие виды вредителей и gay sex болезней леса;

— правила безопасности и личной гигиены при выполнении работ в лесу;

—  основные профессии, связанные с лесной промышленностью.

 

 

Программа состоит из следующих разделов:

 

I.  Тематический план, включающий следующие темы:

Введение.

Общие понятия о лесе.

Понятие о лесопользовании.

Организация лесозаготовок и переработки

древесины в лесном хозяйстве.

Охрана лесов.

 

II. Содержание занятий элективного курса.

III.Список литературы.

IV.Основные термины и lesbian porn vids понятия.

Тематический план.

№ п/п Темы Занятия, ч.
теория практика всего
Раздел I. Введение
Тема 1. «Лес в нашей жизни». Значение леса в жизни общества. 0,5 0,5 1
Раздел II.Общие понятия о лесе.
Тема 2. Народнохозяйственное значение леса. 1   1
Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды.

Экскурсия: «Определение типов леса по лесорастительному покрову.  Ярусность. Животные леса».

 

 

1 1 2
Тема 4. Вредители леса. Болезни деревьев и кустарников

Практическая работа: «Определение видов животных-вредителей по поврежденным растениям: древесине, коре и листьям».

 

1 1 2
Тема 5. Лесовосстановление и лесоразведение Практическая работа: «Сбор и переработка шишек и получение семян. Определение нормы посева семян лиственницы при посеве в лесном питомнике».

 

1 1 2
Тема 6. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Практическая работа: «Определение древесных пород по побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др.».

 

 

 

1

 

1 2
Раздел III. П porn cartoon онятие о лесопользовании.
Тема 7. Лесопользования. Правила лесопользования.

Практическая работа: «Описание видов лесопользования на участке леса. Оценка возможностей лесопользования на заданном участке леса».

 

 

1 1 2
Тема 8. Виды побочного использования celeb sex tapes леса. 1   1
Раздел I V.  hot gay porn Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве.
Тема 9. Вопросы организации труда в лесном хозяйстве.

Экскурсия: в Шагонарский лесхоз и знакомство с работающими там людьми различных профессий.

 

0,5 0,5 1
 

Раздел V.Охрана лесов.

     
Тема 10. Лесная рекреация. 1   1
Тема 11. Лесные пожары. Охрана природы. 1   1
Тема 12. Заповедники,  заказники, национальные kamagra online парки. 1   1
  Итого: 11 6 17

 

 

Особенности содержания курса.

Курс рассчитан на 17 часов.

Тема1. Введение. (1час). «Лес в нашей жизни» раскрывает общие понятия о лесе как основном типе растительного покрова  Земли Значение леса в жизни общества. Лес как компонент биосферы. Инструктаж всех обучающихся при выполнении ими любых работ в лесу.

Тема 2. Народнохозяйственное значение леса.

Географическое размещение лесов на Земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира. Основные показатели, характеризующие лесной фонд России. Его экономическое значение в настоящее время и будущее.

Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды.

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород России. Основные свойства леса. Лес – местообитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.

Экскурсия: «Определение типов леса по лесорастительному покрову.  Ярусность. Животные леса».

Тема 4. Вредители леса. Болезни деревьев и кустарников.

Вредные и полезные для леса птицы, звери. Насекомые-вредители (хвое- и листогрызущие, стволовые и корневые), их размножение и  развитие. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

Практическая работа: «Определение видов животных-вредителей по поврежденным растениям: древесине, коре и листьям».

Творческие  задания:

  1. Оформление коллекций поврежденных насекомыми древесины и других частей дерева.
  2. Оформление коллекции вредных насекомых.
  3. Написание рассказов о своих наблюдениях в природе.

Темы 5. Лесовосстановление и лесоразведение.

Значение и цели лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Сохранение подроста на лесосеке.  Фонд  лесовосстановления. Меры содействия естественному восстановлению леса.   Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Питомники, работа в них. Применение орудий, машин и механизмов на лесохозяйственных  работах. Техника безопасности.

Практическая работа: «Сбор и переработка шишек и получение семян. Определение нормы посева семян лиственницы при посеве в лесном питомнике».

Тема 6. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.

Практическая работа: «Определение древесных пород по побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др.».

Тема 7. Лесопользования.  Правила лесопользования.

Лесопользование как юридическое  и экономически регламентированная совокупность форм и методов комплексного использования лесных богатств (Н.Ф. Реймерс). ). Виды лесопользования: главный-заготовка древесины, промежуточный-заготовка древесины и второстепенных лесных материалов и др.; побочный – заготовка ягод, грибов, сенокошение и т.д. Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды, растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод, лекарственных растений.

Пользование лесом в научно-исследовательских целях и целях рекреации , для нужд охотничьего хозяйства и других нужд.

Практическая работа: «Описание видов лесопользования на участке леса. Оценка возможностей лесопользования на заданном участке леса».

Творческие  задания:

  1. Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков, фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека ягод, грибов и растений.

Тема 8. Виды побочного использования леса.

Выпас скота, заготовка кормов для скота (организация сенокошения).  Промышленная охота, сбор ягод, грибов, лекарственных растений. Пчеловодство.

Тема 9. Вопросы организации труда в лесном хозяйстве.

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Организация заготовки, вывоза, переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимия . Механическая обработка древесины (лесопиление, производство деревянных домов, мебели) и ее география. Целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры. Лесохимия. Экологические проблемы.

Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах.  Профессии, связанные с работой в лесу. Техника безопасности.

Экскурсия: в Шагонарский лесхоз и знакомство с работающими там людьми различных профессий.

Тема10.Лесная рекреация.

Рекреационная привлекательность лесов: лесистость.Основы лесного законодательства. Типы леса, используемые для отдыха. Воздействие рекреационных нагрузок на лесное сообщество. Пути оптимации взаимоотношений человека и леса в процессе отдыха и туризма. Использование, охрана и воспроизводство промысловых зверей, рыб, птиц.

Тема 11. Лесные пожары. Охрана природы

Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Понятие о лесном пожаре. Причины возникновения и распространения лесных пожаров.  Охрана лесов от пожаров. Пожарная опасность в лесу. Пожароопасный сезон. Виды лесных пожаров низовой, верховой, почвенный. Площадь лесного пожара. Элементы пожара. Суточный цикл его развития. Обнаружение лесного пожара. Элементы пожара. Способы и приемы тушения. Техника безопасности при тушении. Действия человека при пожаре. Предупреждение лесных пожаров. Наземная, авиационная охрана лесов. Охрана лесов от пожаров в основах лесного законодательства.

Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Анализ мероприятий лесхоза по охране леса. Соблюдение законов об охране природы.

Тема 12. Заповедники,  заказники, национальные парки.

Заповедники и заказники – особо охраняемые территории. Выявление и охрана памятников природы.

Творческая работа.

Лес как источник эстетического воспитания. Лес в произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников. Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях.

 

 

 

Список литературы:

  1. Бобров Р.В. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия,1982.
  2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: animated porn АспектПресс,1995.
  3. Котуков Г.Н. Культивируемые и дикорастущие лекарственные растения. Справочник. Киев.: «Наукова думка»,1974.
  4. Куракова Л.И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность Книга для учителя. М.: Просвещение,1983.
  5. Лесная энциклопедия-В двух книгах.Изд-во «Советская энциклопедия» 1986
  6. Справочник лесничег/ под редакцией В.Д Новосельцева 1994
  7. ОшмаринА.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль.: «Академия развития»,1998.
  8. Новиков Ю.В. Природа и человек.М.: Просвещение,1994
  9. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические porn cartoon экскурсии.М.: «Топикал»,1994.

10.  Пономарева И.Н.,Корнилова О.А., Кучменко В.С.  Биология 6 кл. М.: «Вентана-Граф»,2004.

11.  Петров В.В. Лес и его жизнь М.: Просвещение,1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Print Friendly

Комментарии запрещены.

lkjshlkjh